- Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 47», с учетом мнения совета обучающихся «СИА» и Читинского городского органа общественной самодеятельности МБОУ СОШ № 47 (далее – ЧГООС).
1.2. Настоящее Положение определяет основу школьного самоуправления МБОУ «СОШ №47».
1.3. Настоящее Положение утверждено с учетом мнения совета обучающихся «СИА» (протокол от 13.12.2013г. № 1) и ЧГООС (протокол от 10.01.2014 г № 3).
1.4. Настоящее Положение обязательно для исполнения всеми учащимися Школы и их родителями (законными представителями), педагогами, обеспечивающими получение учащимися общего образования.
1.5. Один экземпляр настоящего Положения хранится в библиотеке Школы.
Текст настоящего Положения размещается на официальном сайте Школы в сети Интернет.
- Модель самоуправления МБОУ «СОШ №47»
2.1. Общей целью как раздельных, так и совместных органов самоуправления учащихся, их родителей и педагогов в школе является реализация их потребностей и интересов.
2.2. МБОУ «СОШ №47» – сложное социально-педагогическое учреждение, включающее в себя педагогический и ученические коллективы, - различные объединения и организации взрослых и детей.
2.3. Родители, являясь социальными заказчиками школы, имеют возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни, в управлении жизнедеятельностью школы через деятельность Читинского городского органа общественной самодеятельности (ЧГООС).
2.4. В МБОУ «СОШ №47» каждый из коллективов и объединений взрослых и детей имеет право на самоуправление, самостоятельное решение своих вопросов, удовлетворение потребностей и интересов в образовательном процессе.
Этому служат их раздельные органы самоуправления:
- педагогического коллектива – педагогический совет (высший орган самоуправления педагогов в школе), методический совет, методические объединения учителей, классных руководителей, малые педсоветы, психолого-педагогические консилиумы, правовая, аттестационная и другие комиссии педагогов;
- самоуправление ученического коллектива – конференция учащихся школы (высший орган их самоуправления в школе), являющееся высшим органом ученического самоуправления в школе, совет учащихся «СИА» и другие рабочие органы детского самоуправления; классные собрания учащихся и их рабочие органы;
- объединение родителей школы – школьное родительское собрание (высший орган самоуправления в школе); ЧГООС, его секторы, комиссии; классные родительские комитеты и их рабочие органы.
- Принципы школьного самоуправления
- Принимаемые решения и осуществляемые действия не могут ущемлять интересы и права других участников школьной жизни.
- Каждый орган самоуправления наделён реальными властными полномочиями.
- Ни один орган самоуправления не вправе диктовать свою волю другим коллективам и объединениям взрослых и детей. Все они взаимодействуют на основе принципов совета, согласия, сотрудничества и соуправления.
- Школьные работники, учащиеся и их родители, органы самоуправления не могут действовать в школе изолировано друг от друга, не обеспечивая координацию деятельности и взаимодействия по актуальным школьным проблемам.
- Органы школьного самоуправления руководствуются социально-педагогическими принципами равноправия, выборности, обновленности и преемственности, открытости и гласности, демократии, законности, педагогической целенаправленности, коллегиальности в принятии решений и персональной ответственности за их решение.
- Все структурные подразделения школьного самоуправления действуют на основе совета, согласия, сотрудничества, самоуправления “Закон 4С”.
4.Структура и компетенция школьного самоуправления
4.1. Органами самоуправления в педагогическом коллективе являются
4.1.1. Педагогический совет:
- Обсуждает и утверждает педагогическую концепцию школы, единые требования к работе с учащимися, социально-правовые и психолого-педагогические основы, взаимоотношений с ними и их родителями.
- Определяет организационную структуру педколлектива в соответствии с нормативными документами школы, утверждает распределение должностных обязанностей.
- Выражает и отстаивает интересы педагогического коллектива и его отдельных членов в школе и за ее пределами и т.д.
4.1.2.Методический совет:
- Организует работу по повышению научно-теоретического уровня и методического мастерства педагогов.
- Координирует деятельность учителей в методических объединениях, оказывает им практическую помощь
- Занимается распространением педагогического опыта
- Организует педагогические чтения, научно-практические конференции, конкурсы, работы школ передового опыта.
- Развивает и укрепляет методическую базу учебно-воспитательного процесса.
- Методическое объединение педагогов:
- Организует самообразование, наставничество педагогов работу над методической темой, обмен опытом работы учителей;
- Занимается изучением и реализацией нормативных и методических документов и материалов, передового опыта работы учителей;
- Осуществляет в своей сфере экспертную оценку педагогических и методических проектов, учебно-воспитательных результатов деятельности педагогов;
- Высказывает рекомендации о присвоении педагогам соответствующей квалификационной категории;
- Выступает с ходатайством перед педсоветом, директором школы о предоставлении своим членам работать в режиме доверия и самоконтроля, о проведении внеочередной аттестации, награждении учителей ведомственными наградами и т.д.
4.2.Органами самоуправления ученического коллектива являются
4.2.1.Высшим органом ученического самоуправления является конференция учащихся, проводимая по мере необходимости не реже 1 раза в год. В конференции участвуют по 5 представителей от каждого класса, выбираемые на классном собрании. Школьная конференция:
- Утверждает перспективный план, основные направления деятельности органов ученического самоуправления на предстоящий период, ориентированные на реализацию потребностей учащихся;
- Принимает планы совместной работы органов самоуправления учащихся с педагогами, родителями, советом школы;
- Выражает отношение учащихся к проектам школьных документов, планам и программам их осуществления;
- Заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов самоуправления.
4.2.2. Высшим органом ученического самоуправления школы между школьными ученическими собраниями является школьный ученический совет “Совет Инициативных и Активных”. СИА является коллегиальным органом. Протоколы заседания собраний ведёт секретарь, выбираемый в начале года. В школьный ученический совет входят председатели и заместители Советов Старшеклассников, ДО ”Радуга”, Школы Лидеров, ДО ”Солнышко”, Почётного Караула, Пресс-центра, Школы КВН. В качестве кураторов СИА на собраниях присутствуют Старшие Вожатые, в качестве советника присутствует ЗДВР. Школьный ученический совет:
- Координирует деятельность всех органов и объединений учащихся школы, планирует и организует внеклассную и внешкольную работу;
- Организует дежурство учащихся;
- На своих заседаниях обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения важнейших школьных ученических мероприятий, заслушивает отчеты о работе своих рабочих органов, органов самоуправления первичных коллективов и принимает по ним необходимые решения, заслушивает информацию и отчеты ответственных лиц самоуправления о выполнении решений школьного ученического собрания;
- Решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями;
- Принимает решения об использовании заработанных ученическим коллективом денег и т.д.
- Представляет интересы обучающихся перед руководством Учреждения на педагогических советах, общих собраниях.
- Вырабатывает и формулирует, рассматривает и утверждает положения, правила, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в своем коллективе.
- Выражает отношение учащихся к проектам школьных документов, планам, программам их осуществления.
4.2.3. Органом самоуправления учащихся 9-11 классов является “Совет Старшеклассников”. В “Совет Старшеклассников” входят по 2-3 представителя от каждого класса, выбираемые на классных собраниях в начале года, сроком на 1 год. Председатель Совета выбирается всеобщим тайным голосованием в мае каждого года, срок действия полномочий председателя 1 год. Совет ССТ:
- Выступает от имени обучающихся 9-11 классов при решении вопросов жизни коллектива общеобразовательного учреждения:
- Содействует реализации инициатив обучающихся в организации досуговой деятельности.
- Принимает решения по рассматриваемым вопросам, информирует обучающихся, руководство и органы самоуправления Учреждения о принятых решениях.
- Участвует в формировании составов делегаций обучающихся на внешкольные массовые мероприятия.
- Инициирует предложения интересных дел обучающихся.
- Направляет своих представителей для работы в коллегиальных органах самоуправления по вопросам, относящимся к компетенции совета.
- Организует сбор предложений обучающихся, ставит вопросы о решении проблем, поднятых обучающимися, руководством или органами самоуправления.
- Планирует и организует внеурочную работу
4.2.4. Органом самоуправления учащихся 5-8 классов является Совет ДО “Радуга”. В Совет ДО входят по 2 представителя от каждого класса-отряда, выбираемые на отрядных собраниях в начале года, сроком на 1 год. Председатель Совета выбирается всеобщим тайным голосованием учащихся 6-8 классов в мае каждого года. Срок действия полномочий председателя 1 год. Куратором Совета ДО “Радуга” является Старшая вожатая. Совет ДО:
- Координирует деятельность профильных отрядов ДО
- Выступает от имени обучающихся 5-8 классов, членов ДО “Радуга”, при решении вопросов жизни коллектива общеобразовательного учреждения
- Организует и проводит внеурочные дела (КТД) на школьном и городском уровне
- Оказывает помощь в проведении спортивных мероприятий, соревнований
- Планирует и организует внеурочную работу
- Заслушивает отчёты о работе профильных отрядов
4.2.5. Органом самоуправления учащихся 1-4 классов является Совет командиров ДО “Солнышко”. В Совет командиров входят по 2 представителя от каждого класса-отряда: командир отряда и его заместитель, выбираемые на отрядных собраниях в начале года, сроком на 1 год. Председатель Совета командиров выбирается тайным голосованием командиров отрядов. Срок действия полномочий председателя 1 год. Куратором Совета командиров является вожатая Школы Лидеров. Совет командиров:
- Координирует деятельность профильных отрядов ДО “Солнышко”
- Выступает от имени обучающихся 1-4 классов, членов ДО “Солнышко ”, при решении вопросов жизни коллектива общеобразовательного учреждения:
- Планирует и организует внеурочную работу
- Обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения важнейших мероприятий.
- Заслушивает отчёты о работе профильных отрядов
- Решает вопросы поощрения в соответствии со своими полномочиями
4.2.6. Органом самоуправления учащихся, занимающимся шефской работой, является Совет Школы лидеров. В Совет Школы лидеров входят по 1 представителю от параллелей 5-11 классов. Председатель Совета Школы лидеров выбирается тайным голосованием всех членов Школы лидеров. Срок действия полномочий председателя 2 года. Куратором Совета Школы лидеров является Старшая вожатая. Совет Школы лидеров:
- Координируют деятельность детей-вожатых, занимающихся шефской работой
- Контролируют деятельность детей-вожатых, занимающихся шефской работой
- Планируют и организуют шефскую и внеурочную работу
- Принимают отчёты о работе детей-вожатых
4.2.7. Полномочия, права и обязанности председателей Советов:
- Председатели Советов осуществляют следующие полномочия:
- Контроль и координация деятельности Советов
- Организация работы структурных подразделений
- Председатели Советов имеют право:
- Вносить предложения администрации и органам самоуправления образовательного учреждения и получать информацию о результатах их рассмотрения
- Обращаться за разъяснением по интересующим вопросам к администрации ОУ
- Приглашать на заседания Советов заинтересованных лиц, участвовать в обсуждении локальных актов ОУ, давать разъяснения и принимать мер по рассматриваемым обращениям
- Выносить общественные порицания и поощрять членов Совета
- Организовывать постоянные и временные инициативные группы под руководством членов Совета
- Председатели Советов отвечают за:
- Выполнение плана работы Советов
- Выполнение решений и рекомендаций СИА
- Установление взаимопонимания между руководством ОУ и органами ученического самоуправления
- Качественное принятие решений
- Бездействие отдельных членов Совета
4.2.8. Порядок работы
Заседания Советов проводятся 1 раз в неделю, согласно графику.
- Заседания Советов считаются правомочными, если на заседании присутствует 2/3 численного состава.
- Решения принимаются простым большинством голосов. При равенстве голосов решающим считается голос председателя Совета.
- Заседания Советов ведут председатели, они же ведут всю документацию и сдают ее в архив по завершению работы.
- Решение Советов принимаются в пределах их полномочий и доводятся до сведения администрации ОУ
- Администрация ОУ в недельный срок должна рассмотреть решения Советов, принять по ним соответствующее решение и сообщить о нем председателям Советов.
4.3.Органами самоуправления родительского коллектива являются
4.3.1.Высшим органом самоуправления родителей в школе являются общие собрания, созываемые по мере необходимости, не реже 1 раза в учебный год.
- Привлекает родительскую общественность к активному участию в жизни образовательного учреждения, организации общешкольных мероприятий.
- Содействует проведению разъяснительной и консультативной работы среди родителей (законных представителей) воспитанников об их правах и обязанностях
- Содействует организации работы с родителями (законными представителями) воспитанников образовательного учреждения по разъяснению значения всестороннего воспитания ребенка в семье
- Способствует укреплению материально-технической базы образовательного учреждения
- Заслушивает перспективный план работы школы
- Заслушивает планы совместной работы органов самоуправления учащихся с педагогами, родителями, советом школы;
- Выражает отношение родителей к проектам школьных документов, планам и программам их осуществления;
- Заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов самоуправления.
4.3.2.Юридическим органом самоуправления родителей в школе является Читинский городской орган общественной самодеятельности Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 47», который является не имеющим членства общественным объединением, созданным по инициативе граждан для реализации целей и задач, определенных настоящим Уставом. ЧГООС:
- Взаимодействует с органами представительной и исполнительной власти в решении проблем СОШ № 47;
- Оказывает материальную помощь СОШ № 47 в осуществлении ремонта и поддержки школы;
- Представляет и защищает права и законные интересы участников Органа СОШ № 47 и других граждан в органах государственной власти и местного самоуправления;
- Выступает с инициативами по вопросам общественной жизни;
- Организует и участвует в конкурсах, соревнованиях, фестивалях, концертах, спартакиадах и других массовых мероприятиях;
- Создаёт хозяйственные общества и участвует в их деятельности, осуществление предпринимательской деятельности.
- Осуществляет в полном объеме полномочия, предусмотренные федеральными законами «Об общественных объединениях» и «О некоммерческих организациях»;
- Выступает с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
Может проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные массовые мероприятия.