Пояснительная записка к учебному плану основного общего образования МБОУ СОШ №47 на 2017-2018 уч.год.
Учебный план является частью организационного раздела основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №47.
Цель основного общего образования: создание комфортной образовательной среды, способствующей развитию ребёнка и его социализации.
Задачи основной образовательной программы:
- спроектировать содержание образования в строгом соответствии с требованиями стандарта.
· развивать у учащихся потребности к самоопределению, самовыражению, саморазвитию.
- создать условий, благоприятствующих укреплению физического, нравственного и психологического здоровья учащихся.
Ожидаемые результаты
На уровне основного общего образования (5-9 классы) планируется достижение следующих результатов:
- формирование функциональной грамотности, соответствующей стандартам основной школы;
- формирование ценностно-смысловых установок;
- развитие интереса;
- целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами различных предметов;
- формирование готовности к обучению по программам среднего общего образования, осознанному профессиональному выбору;
- дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ-компетентности обучающихся.
Особенности и специфика образовательной организации
Основная форма освоения образовательных программ в МБОУ СОШ №47 – очная.
С учётом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объёма осваиваются в следующих формах: в образовательной организации – очной, очно-заочной, заочной; вне образовательной организации в форме семейного образования, самообразования. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Для всех форм получения образования и форм обучения действуют единые федеральные государственные образовательные стандарты. В школе реализуются основная общеобразовательная программа основного общего образования с 5-летним нормативным сроком освоения образовательных программ основного общего образования для 5 - 9 классов.
Реализуемые основные общеобразовательные программы
Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями
общеобразовательных программ общего образования.
- основной уровень (5-9 кл) – среднего общего образования (нормативный срок освоения 5 лет).
Нормативно-правовую основу разработки учебного плана составляют:
1. Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказом Министерства Образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 29.12.2014).
3. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015.
4. Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
5. Устав и основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №47.
Режим функционирования образовательной организации
Режим образовательного процесса регламентируется годовым календарным учебным графиком. Режим функционирования устанавливается в соответствии СанПин 2.4.2.2821-10 и Уставом школы МБОУ СОШ №47:
Уровень основного общего образования МБОУ СОШ №47 в 2016-2017 уч. году работает в модульном режиме в две смены:
- продолжительность учебного года: 5-9 классы – 34 учебные недели;
- продолжительность учебной недели- 6 дней;
- количество классов комплектов второго уровня -20:
5кл-4; 6кл-4; 7кл -4; 8кл-4; 9кл -4.
- обязательная недельная нагрузка:
Классы |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Итого |
Максимальная нагрузка |
32 |
33 |
35 |
36 |
36 |
172 |
- начало учебных занятий: 8.00 ч.
- продолжительность модуля 5,8,9 кл-90 минут; 6,7кл- 60минут.
- продолжительность перемен между модулями: минимальная 10- минут, максимальная – 20 минут.
Расписание звонков:
- 8.00 – 8.30
8.35—9.05
9.10— 9.40
- 9.50 – 10.20
10.25-10.55
11.00-11. 30
- 11.45 – 12.15
12.20-12.50
12.55-13.20.
Выбор учебников, используемых при реализации
учебного плана для 5-9 кл.
Изучение учебных предметов федерального компонента (обязательной части) учебного плана организуется с использованием следующих учебников, включенных в Федеральный перечень, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования», приказом Минобрнауки России от 08.06.2015 года № 576 « О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом МОН РФ от 31.03.14 г. № 253»
Особенности учебного плана
В основу формирования учебного плана МБОУ СОШ №47 положен вариант №2 из примерной основной образовательной программы основного общего образования и вариант №3 из примерной основной образовательной программы основного общего образования, так как изучение второго иностранного языка (английский язык) начинается с 5 класса в параллели с литером «Б». Изучение второго языка несёт особую смысловую нагрузку, иностранный язык является не только гуманитарной дисциплиной, но и важным фактором изучения другой культуры, освоение диалогового подхода в мировоззрении, поведении, деятельности.
Учебный план включает две части: обязательную и формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам. Наполняемость обязательной части определена составом учебных предметов обязательных предметных областей: филология, математика и информатика, естественно - научные предметы, искусство, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности, технология.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и предусматривает увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части:
в 5 классе - 1 час в неделю отведён на изучение обществознание с целью освоения системы знаний на уровне функциональной грамотности, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина,
алгебра (7,8АВГклассы -1час в неделю) для более свободного ориентирования в математических закономерностях окружающей действительности, использования накопленных знаний при дальнейшем изучении курса, информатика (5-6классы -1 час в неделю) для обеспечения всеобщей компьютерной грамотности, русский язык в (7,8АВГ кл -1 час в неделю) для увеличения часов на предмет обязательной части с целью расширения знаний учащихся, развития творческих способностей, для изучения комплексного анализа текста, успешному овладению программным материала, литература (8авг), английский язык (5АВГ) направлен на достижение следующих целей: формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме; - развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком; - освоение элементарных лингвистических представлений, доступных школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке. ОБЖ в 5-7абвг классах (1 час в неделю) в целях знакомства с основами обеспечения личной безопасности, поведения человека в чрезвычайных ситуациях, безопасности дорожного движения, оказания первой медицинской помощи, искусство (5-8,9ав классах)-1 час в целях формирования системных знаний в области «Искусства», что создаёт условия для профильной гуманитарной ориентации учащихся школы и обеспечивает реализацию социального заказа учащихся в социально-гуманитарной направленности, черчение - 1 час в 8-9-х классах обусловлено тем, что данный предмет позволяет развивать пространственное мышление, это соответствует задачам изучения геометрии в старшей школе, в 7 классе 1 час в неделю добавлен на изучение биологии на основании запросов и интересов обучающихся и родителей с целью организации проектной работы с обучающимися, а также для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности модуля «Зелёный мир Забайкалья».
Занятия, направлены на реализацию индивидуальных потребностей, в соответствии с их запросами, и отражающие специфику школы.
Учебный план 9-х классов реализует идею предпрофильной подготовки в основной школе. В 9 классе на профиль отводится 1 час. В целях чего учащимся и родителям предлагаются программы разного содержания и уровня, у учащихся формируется информационная культура, совершенствуется организация профильного обучения и расширяется профилизация через апробацию ИУП.
Цели введения элективных курсов:
- организация информационной работы, профильной ориентации;
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, средствами и формами графического изображения объектов или процессов,
- содействие профессиональному определению, развитию социально-значимых компетенций.
Форма организации предпрофильной подготовки – внутриклассная, с делениями на группы.
Реализация предпрофильного обучения в 9 классах – ведение курсов по выбору «Геометрический практикум» - 1 час, «Секреты текста» - 1 час. Данные курсы помогают обучающемуся овладеть методами учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Предпрофильная подготовка способствует профессиональному определению, развитию социально-значимых компетенций.
Деление классов на группы при проведении учебных занятий по предметам «Иностранный язык» во 5-9 классах, «Технология» в 5-8 классах, «Информатика» в 5-9 классах, а также при изучении элективных курсов в 9 классах осуществляется деление их на две группы (при наполняемости класса 25 человек).
Внеурочная деятельность общего образования. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12. 05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости обучающегося во второй половине дня. Учащимся предоставлена возможность посещать занятия в музыкальных и художественных школах, спортивные секции, кружки в учреждениях и отделениях дополнительного образования, другие дополнительные занятия по выбору родителей (законных представителей) обучающихся. С учетом интересов обучающихся объем внеурочной деятельности не превышает 340 часов обучения в основной школе.
Освоение образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией учащихся переводных классов (5-8 и 9 классов).
Промежуточная аттестация проводится в форме:
- итоговых письменных работ;
- иных формах по решению педагогического совета.
Учебный план направлен на реализацию целей и задач школьного образования, реализацию программы развития и концептуально опирается на принципы:
- выполнение федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- индивидуализацию образовательного процесса на основе удовлетворения запросов и потребностей учащихся и их законных представителей.
Кадровое и методическое обеспечение соответствуют требованиям учебного плана.
Учебный план основного общего образования "Средней общеобразовательной школы № 47" на 2017-2018 учебный год для 5-9 классов. | |||||||||||||
Предметные области | Образовательные компоненты | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |||||||
(учебные предметы) | А В | Г | Б | А В Г | Б | А В Г | Б | А В Г | Б | АГ | В | Б | |
АГ | |||||||||||||
Обязательная часть. | |||||||||||||
Русский язык и литература | Русский язык | 5 | 5 | 5 | 6 | 6 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Литература | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | |
Иностранный язык | Иностранный язык (английский язык) | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Иностранный язык (французский язык) | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||||
Математика и информатика | Математика | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |||||||
Алгебра | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | ||||||
Геометрия | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Информатика | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
Общественно-научные предметы | История | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 |
Обществознание | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
География | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Естественно - научные предметы | Биология | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Физика | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | ||||||
Химия | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||||
Искусство | Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
Изобразительное искусство | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
ОБЖ | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||
Технология | Технология | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | |||
ИТОГО | 27 | 27 | 29 | 29 | 31 | 30 | 32 | 32 | 34 | 32 | 32 | 34 | |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | 5 | 5 | 3 | 4 | 2 | 5 | 3 | 4 | 2 | 4 | 4 | 2 | |
Математика и информатика | Алгебра | 1 | 1 | 1 | |||||||||
Информатика | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||
Русский язык и литература | Русский язык | 1 | 1 | ||||||||||
Литература | 1 | ||||||||||||
Иностранный язык | Английский язык | 1 | 1 | ||||||||||
Французский язык | |||||||||||||
Общественно-научные предметы | Обществознание | 1 | 1 | 1 | |||||||||
Естественно - научные предметы | Биология | 1 | 1 | ||||||||||
Технология | Технология | ||||||||||||
Черчение | Черчение |